Витражи
Витражное остекление вновь приобретает популярность, обновляется техника и применяемые материалы. Так наряду с классическими витражами появились имитации витражей – псевдовитражи.
Витражи как светопрозрачные конструкции
Витраж – произведение архитектурного искусства из окрашенног стекла. Витраж расчитан на пропускание естественного или искусственного света и предназначен для заполнения сквозного проема архитектурного сооружения, не нарушая восприятие целостности пространства. Витраж способен придать интерьеру уникальный и неповторимый вид, создать дополнительное ощущение комфорта и уюта.
Область применения витражного остекления практически безгранична. Потолочные витражи могут быть различных форм и размеров, крепятся на современные надежные потолочные конструкции, украшают интерьер ресторанов, театров, кафе, домов, квартир и т. д.
Интерьер создают настенные панно и картины, в технике пленочных и заливных лаковых витражей. Широкое применение витражи получили в мебельном производстве – это стеклянные столы, фасады шкафов купе и кухонные фасады, буфеты, столешницы, витражи на зеркале.
Витраж в окне предназначен для сохранения или уменьшения светопропускной способности стекла, с помощью фрагментов композиции цвета. Хорошо смотрится как на солнечной стороне, уменьшая попадания прямых солнечных лучей, так и на теневой, где преобладает искусственное освещение.
Классические витражи
Классический – нарезанные по шаблону кусочки цветного стекла соединяются между собой металлическим профилем из свинца (в современных условиях нередко используют латунь). Свинцовый классический витраж – наиболее древний вид витражей. Он подходит для производства как масштабных, так и миниатюрных изделий. Риск деформации изделия со временем очень низок.
Фацетный витраж – по периметру каждого кусочка стекла, перед сборкой, снимается фацет, что обеспечивает дополнительную игру световых лучей, каркасом служит медь или латунь. Чаще всего применяется в межкомнатных перегородках, дверях и фасадах мебели.
Тиффани – данная технология производства названа по имени ее создателя. Кусочки цветного стекла вырезаются по нужной форме, затем торцы стекла оборачивают узкой медной лентой и спаивают между собой. Эта технология дает возможность создание композиций с мельчайшими деталями. Благодаря этой технологии готовому изделию можно придать разные формы, поэтому часто используется в интерьере: лампы настенные и потолочные, торшеры, бра, ночники.
Фьюзинг – при этой технике не используется металлический профиль. Кусочки цветного стекла собираются в единый рисунок на отдельном стеклянном листе и спекаются в печи друг с другом и с основанием, при температуре до 800 °С в единое целое. При такой технологии становится возможным получение объемных материалов. Недостатки в ограничении размеров, зависит от размеров печи, границы не такие четкие.
Художественные витражи – имитация
Главное отличие псевдовитражей от классических наборных витражей в том, что они выполняются из цельного листового стекла и не требуют резки стекла и каркасов.
Пескоструйный витраж – изготавливается трафарет, который накладывается на стекло, далее открытые участки подвергаются пескоструйной обработке, там где не было трафарета стекло становится матовым. Такие витражи хорошо вписываются в классический интерьер.
Пленочный витраж – накладной пленочный витраж, на стекло с одной или двух сторон наклеивается витражная пленка, стекло может быть разной толщины, закаленное либо триплекс. В качестве контура используются свинцовые полоски (контуры), которые приклеиваются сверху витражной пленки.
Свинцовые полоски могут быть разной толщины и формы, минимальная ширина которых составляет от 2 мм, а максимальная до 2 сантиметров. Свинцовые ленты могут быть в следующих цветах: натуральный свинец, золото, латунь, белый, чёрный, графитовый, платиновый. Техника пленочного витража создана для тех случаев когда необходимо декорировать большие стекла за сравнительно короткий срок. Пленочный витраж со свинцовой лентой может быть помещен в стеклопакет, в такой технике создают витражные полы.
Заливной (лаковый) витраж – технология разработана английскими компаниями CRI и Cadram. Заключается в том, что сначала художником создается эскиз будущего витража на компьютере, затем на специальном витражном оборудование наносится контур двухкомпонентный состав прочного полимера, на стекло, высотой от 1,5 до 2,5 мм. Контур чаще всего используется черный, белый, прозрачный, возможно исполнение в серебре, золоте и бронзе. Через 24 часа, когда процесс полимеризации полностью закончится, приступают к заполнению областей между контурами, с помощью цветных красок для стекла.
Заливка областей осуществляется вручную, с помощью пипеток. Витражная двухкомпонентная эмаль на водной основе, также может быть и органоразбавимая. Краска и контур не требует обжига, процесс полимеризации проходит при комнатной температуре.
В качестве основы используется прозрачное, крашенное или матовое стекло любой толщины, закаленное стекло, триплекс, зеркало или керамическая плитка. Сложность создать идеальные условия для нанесения лака, пыль попадая на поверхность будет создавать дефекты.
Такие витражи можно использовать как внутри помещения, так и снаружи. В стеклянных перегородках витраж возможно наносить как с одной стороны, так и с двух сторон, по желанию клиента.
Новые технологии значительно расширили возможности производства витражного стекла. Ранее витражное окно считалось предметом роскоши, то сейчас по технике заливного или пленочного витража возможно воплотить любую дизайнерскую идею, при этом стоимость будет в несколько раз меньше, относительно классического витража.