Окрасочное оборудование
Наиболее распространенный метод получения лакокрасочных покрытий – использование окрасочного оборудования, работающего за счет распыления: пневматического, безвоздушного, комбинированного и электростатического. Каждый способ отличается не только оборудованием для покраски, но и требованиями к краскам и лакам.
Промышленные водные лаки и акриловые краски производства Палина Коутингс поставляются с учетом предполагаемого метода окраски.
Качество покрытия, экономичность нанесения, производительность покраски – параметры, которыми характеризуется покрасочный процесс.
Окрасочный факел, его форма, дисперсность капель краски, скорость потока смеси, распределение плотности краски по пятну – основной параметр, определяющий качество покрытия.
Экономичность зависит от двух параметров: массоперенос – отношение ЛКМ участвующих в образовании покрытия и потерь при образовании тумана; минимальная толщина лакокрасочной пленки.
Окрасочное оборудование включает: краскопульт (краскораспылитель, окрасочный пистолет), нагнетательный бак, компрессор, насос, фильтр сжатого воздуха и вытяжку, оборудованную сухим или влажным фильтром.
Пневматическое распыление
При пневматическом распылении для диспергирования струи ЛКМ (атомизация) и формирования факела используется сжатый воздух. Факел состоит из аэрозоля с размером капель от 5 до 100 мкм, при этом оптимальным считается размер 25-50 мкм, более мелкие не попадают на окрашиваемую поверхность и образуют окрасочный туман, а более крупные ухудшают декоративность покрытия.
Дисперсность аэрозоля зависит как от рабочих параметров окрасочного оборудования, так и от качества ЛКМ. При производстве красок и лаков в компании Палина Коутингс этому фактору уделяется особое внимание.
Под понятием формирование факела, скрывается не только его форма (от круглого или овального до плоской полоски), но и соотношение ЛКМ к воздуху по площади пятна. Другими словами пятно краски может иметь либо четкие очертания, либо слишком широкий опыл. Большое значение также имеет скорость и вид потока частиц краски.
На форму факела оказывает влияние только краскопульт (а именно распылительная головка) и то, как краскораспылитель может управлять им, в первую очередь говорит о профессиональности данного оборудования.
Традиционный способ пневматического распыления дает самое высокое качество внешнего вида, но при этом является и самым не экономичным.
Происходит это вследствие образования большого количества окрасочного тумана, что влечет за собой не только потери лакокрасочных материалов, но и необходимость использовать мощные вытяжки, оборудованные эффективными фильтрами.
Старания повысить экономичность оборудования для окраски, работающего по принципу пневматического распыления, привели к появлению большого количества модификаций распылительных головок. HVLP (High Volume – Low Pressure) – самая известная и распространенная из таких технологий получения "мягкого факела".
Действие головки сводится к преобразованию потока воздуха давлением 2,5-3 атм. в поток давлением 0,5-0,7 атм. и увеличения объема. Такое преобразование позволяет понизить потери лакокрасочных материалов за счет образования тумана на 30% без потери качества нанесения, правда, несколько падает производительность.
Безвоздушное распыление
При безвоздушном распылении диспергирование потока ЛКМ достигается за счет резкого падения давления при выходе из сопла специальной формы с 200-250 атм. до атмосферного давления. В данном методе воздух участвует как тормозящая среда, которая уменьшает скорость потока аэрозоля и позволяет ему мягко лечь на окрашиваемую поверхность. К особенностям факела, сформированному безвоздушным окрасочным оборудованием, следует отнести резкую границу краев пятна и высокую неоднородность капель по размеру.
У данной технологии есть два основных достоинства: практически полное отсутствие тумана и очень высокая производительность окрасочных работ.
Но есть и очень существенный недостаток: декоративное качество поверхностиполучаемой лакокрасочной пленки в 3-4 раза хуже, чем при пневматическом распылении. Так же следует заметить, что очень сложно получить стандартную толщину мокрой пленки 80-100 мкм, особенно при ручном распылении.
Обычно окрасочное оборудование безвоздушного распыления применяют для работы со строительными красками и грунтами при окраске больших площадей плоской формы, или для промышленной окраски, не требующей хорошего качества покрытия: например, железнодорожные вагоны.
Комбинированная технология
Сочетание достоинств обоих технологий, высокого качества пневматического способа, а экономичность и производительность безвоздушного, нашли свое отражение в комбинированном методе нанесения ЛКМ: AirMix, AirCoat, MistLess. Более емкое название – Air-Assisted Airless, безвоздушное нанесение с ассистированием воздуха.
Принцип метода состоит в том, что подача ЛКМ и предварительное формирование факела происходит под воздействием гидравлического давления 30-50 атм. На выходе из эллиптического сопла образуется поток очень похожий на тот, который получается при использовании безвоздушного оборудования.
Далее, благодаря особенностям строения распылительной головки, под воздействием сжатого воздуха 1-2 атм. происходит дополнительная атомизация струи и формирование факела более совершенной формы.
Технология комбинированного распыления получает все большее распространение, так как, не смотря на сложность такого окрасочного оборудования, удается получить самые оптимальные производственные параметры.
Электростатическое распыление
В основу технологии заложена способность частиц ЛКМ, приобретать электростатический заряд, что заставляет их двигаться в направлении силовых линий электрического поля, которое создается между окрашиваемой поверхностью и распылительной головкой краскопульта.
Получение лакокрасочных покрытий в электростатическом поле самый экономичный способ. Процент использования краски достигает 90-95.
При всех достоинствах данного способа, есть существенный недостаток – принципиальная невозможность окраски поверхности со сложным рельефом: углубления, острые края и т.д.
Такое ограничение обусловлено формой электростатического поля и направлением его силовых линий. Тем не менее, технология широко используется в оборудовании для автоматической окраски деталей серийного производства.