Валковое нанесение ЛКМ
…могут ли краски предназначенные для воздушного распыления использоваться при валковом нанесении ЛКМ ?
Для валкового нанесения, ЛКМ должны обладать определенными технологическими свойствами, параметры которых зависят от материала окрашиваемой поверхности, особенностей оборудования для валкового нанесения, желаемой декоративности покрытия и т.д.
Валковое нанесение
Валковый способ достаточно давно применяется для покрытия лакокрасочными материалами плоских изделий.
В настоящее время его широко используют в промышленности при нанесении красок и лакировании мебельных фасадов, плоских щитовых дверей, картона, листового стекла, листовой стали и т.д.
Нанесение лакокрасочных материалов валковым способом представляет собой автоматизированный процесс, который осуществляется на специальных машинах валкового типа.
Валковый станок(машина) имеет, как правило, три окрасочных валка: наносящий(с обрезиненной поверхностью, стойкой к растворителям), регулирующий и питающий(стальные, хромированные).
Питающий валок осуществляет захват и передачу лакокрасочных материалов, а с помощью регулирующего можно настроить желаемую толщину покрытия.
Валковые машины различают по направлению вращения наносящего валка, относительно движения окрашиваемой поверхности – прямой и обратной ротации. У механизмов прямой ротации эти движения совпадают.
В таких станках используют низковязкие материалы для получения более тонких покрытий: печатные краски, лаки, грунтовки.
Толщина мокрого слоя после одного прохода валом - 10-20 мкм.
Чаще всего для получения качественного покрытия необходимо осуществить 4-6 таких проходов, с сушкой после каждого слоя. Таким образом производят покраску МДФ, асбестоцементных и фиброцементных плит.
В машинах обратной ротации направление движения наносящего валка противоположно направлению движения подложки. Происходит как бы проскальзывание валка относительно поверхности подложки.
Эти станки используют для нанесения более вязких материалов и получения более толстого покрытия. Чаще всего, в этом случае, достаточного одного слоя, но толщиной мокрой пленки будет уже - 60 - 100 мкм. А, например, при окрашивании стекла производимом таким способом, толщина мокрого слоя после прохождения одного вала может достигать 120 мкм.
Подбор лакокрасочных материалов
Большинство лаков и красок наносимых распылением, окунанием и обливом не подходят для валкового нанесения. В зависимости от особенностей валкового станка и условий формирования покрытий для окрашивания валками применяют лакокрасочные материалы с разными свойствами.
Наиболее предпочтительными для валкового нанесения являются сильно структурирующиеся, тиксотропные краски - они не текучи, однако легко наносятся на поверхность, если эта структура нарушена.
В зависимости от материала подложки: пористого, как например, дерево, бумага, кожа или непористого, как стекло, металлы, происходит разное смачивание и пропитывание лакокрасочными материалами окрашиваемой поверхности.
При получении покрытий на непористых материалах, для усиления адгезии и увеличения контактной поверхности применяются низковязкие лакокрасочные материалы со средней скоростью отверждения.
А для окрашивания высоко пористых подложек, во избежание увеличения расхода материалов применяются высоковязкие и быстро отверждаемые краски.
Если реология краски неправильно подобрана можно столкнуться с проблемой неравномерности покрытия по толщине и возникновению дефектов.
Регулировать смачивание и пропитывание возможно: нагреванием красок или подложки, замедлением сушки или увеличением давления на слой лакокрасочного материала, проходящего через зазор между валком и подложкой. Варьировать реологические свойства так же возможно: например краски на водной основе успешно используются для нанесения валками в связи с тем, что окрасочная система предусматривает набор модифицирующих добавок, который позволяет корректировать и подбирать свойства лакокрасочных материалов в зависимости от необходимых потребностей.
Для регулирования реологии используется вода или специальные загустители. Усилить адгезию, в том числе, при многослойной покраске можно используя кросслинкеры и промоторы адгезии.
Несмотря на разнообразие способов нанесения лакокрасочных материалов, для промышленной окраски, при больших масштабах производства валковый способ наиболее приемлем, особенно в составе автоматических отделочных линий.
К несомненным его достоинствам можно отнести экономичность(отсутствие потерь), возможность жесткого контроля материалов, стабильность качества и высокую производительность.